О российской бедности материальной и духовной
После 24 февраля много думаю про бедность. А после 2 апреля особенно.
Бедность материальная порождает бедность духовную. Бедность 90-х была тотальной, она за 10 лет стерла у многих нравственные ориентиры. Ни в нулевые, ни тем более в десятые люди не смогли преодолеть бедность.
Пришла стабильность в существовании на грани: на еду, одежду какую-то людям хватало, автомобили покупали, детей женили-выдавали замуж. Но любое происшествие (потеря работы, кто-то из семьи попал в ДТП, запил кормилец, даже рождение еще одного ребенка и т.п.) приводило людей к краху. В провинции зависимость от огородов сохранялась все время.
Эта институализированная бедность стала нормой. Она относительно голода 90-х воспринималась людьми как достаток.
Но это то состояние, когда не нарождаются высокие категории в людях. Они продолжают оправдывать свое браконьерство (рыбалку сетями, охоту без разрешений и ограничений, стихийное спиливание на дрова деревьев); бытовое воровство (магниты на электросчетчиках, незаконное подрубание к сетям, сливание ГСМ и т.п.); продолжают крысятничать, скрывая от близких какие-то "левые" доходы; пакостить и наговаривать на более успешных соседей; берут кредиты, которые не смогут отдать; при получении какого-то сытного места готовы совершать подлости и мерзости и т.д.
Этот опыт бедности, существования в условиях перманентной катастрофы сформировал народный психотип, который, как оказалось, охватил до 70-80% людей в стране. Бедные рождают и воспитывают бедных, в т.ч. и духовно.
Здоровое общество смогут построить только сытые. Поколение родившихся в 50-е оказалось голодно априори, голодно настолько, что даже при наступлении богатства у некоторых его представителей никак не могло насытиться (яхты, дворцы, автопарки, золотые унитазы и т.д.). Здоровые отношения в стране возможно построить только если людей два-три поколения не будут обкрадывать, когда удастся пережить две-три передачи по наследству всего нажитого людьми за жизнь, сейчас же это нажитое обычно - хрущевка с советским стафом. Наследования дела, нематериальных благ - редкость, потому что риски слишком высоки в обществе, в котором девальвации случаются раз в 6 лет, а экономические катастрофы раз в 25-30 лет.
У нас есть в стране сытое поколение. Мальчики и девочки, рожденные в нулевые и особенно в крупных городах, в основной массе уже без совка вместо мозга. Как бы их сейчас сберечь.